Вице-спикер Госдумы России Александр Бабаков, объект расследований Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, постарался избежать персональных санкций в отношении себя, уклоняясь от голосований за признание «ДНР».  Но после пустился во все тяжкие.

Он больше не ограничивает себя в высказываниях и действиях. Например, призывает казнить военнопленных, которых сделали фигурантами потешного театрального суда в кукольной республике «ДНР».

Или публично заявляет, что не признает продовольственного терроризма, который Россия осуществляет, уничтожая украинские элеваторы и блокируя порты. Бабаков выразил желание отвезти зерно голодающим лично.

«Тот объем зерна, который хранится на Украине, не решит проблем продовольственных самой Украины и тем более мира. Даже если это так, то если американцы настолько обеспокоены судьбой третьего мира, пусть укажут, где. Мы сами довезем туда это зерно», — сказал он в одном из своих интервью.

Зампредседателя Госдумы оказался ключевым спикером российской власти и в отношении нового закона об «иноагентах», запрещающего лицам, которых признают «иноагентами», преподавать и проводить другую просветительскую деятельность для несовершеннолетних, производить информационную продукцию для детей, инвестировать в сферы, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Бабаков не признает убеждений государственных российских медиа о том, что никакой войны нет, а идет «специальная военная операция»: «Откройте любую информационную сводку, блог, газету, — говорит Бабаков, – против России ведется большая гибридная война с применением передовых информационных, экономических и военных средств».

Бабаков уверен, что будущее Запорожья и Херсонской области, очевидно, будет связано с Россией: «Раз уж эти территории оказались в сфере деятельности СВО, то их будущее будет связано непосредственно с Россией. Конечно, требуется волеизъявление народа – это долгий процесс. Мы пока его отложим в сторону. Жить, есть, пить, спать нужно уже сегодня. Если говорить об экономике, то последствия не только войсковой операции, но и связанные с длительной интеграцией внутри Украины, потребуют колоссальных инвестиций».

Когда вице-спикера спрашивают, «а где же найти на все это деньги», Александр Бабаков предлагает их просто… напечатать, осуществив «адресную эмиссию в промышленность и сельское хозяйство».

Понять желание Бабакова вливать напечатанные российским Центробанком деньги в промышленность Херсонской области несложно. Для промышленности нужна электроэнергия. А электроэнергию будет продавать предприятиям именно он — вице-спикер Александр Бабаков. Он делает это в Севастополе, где главная энергораспределительная компания также принадлежит ему. Бабаков до сих пор владеет через своих номиналов украинским акционерным обществом «Херсоноблэнерго». А еще областными энергораспределяющим компаниями в Черновцах, Ровно, Кропивницком и Житомире.

Были «Лужниковские» — хотят стать «Таврическими»

Александр Бабаков, Евгений Гинер и Михаил Воеводин контролируют в Украине целую бизнес-империю – сеть гостиниц, банк, промышленные предприятия и ряд объектов критической инфраструктуры – пять облэнерго. В частности, это «Херсоноблэнерго», «Кировоградоблэнерго», «Житомироблєнерго», «Ровнооблэнерго», «Черновцыоблэнерго».

Инфографика: УФ

Эти облэнерго были ранее объединены под вывеской компании «ВС Энерджи Интернейшнл Украина» (VS Energy). Фирма записана на граждан стран ЕС. Среди них, в частности, гражданка Германии Марина Ярославская, которую называют женой Евгения Гинера, и гражданин Латвии Валтс Вигантс — доверенное лицо Бабакова.

Супружеские отношения между Евгением Гинером и Мариной Ярославской подтверждают и данные Центра противодействия коррупции. Кроме прочего, Марина Ярославская владеет элитными лошадьми, на которых дочь Евгения Гинера — Юлия Гинер — принимает участие в соревнованиях по верховой езде. Так, Юлия Гинер принимала участие в соревнованиях с конями Donna Erika, Leven и Wytens. Формально все кони принадлежали Марине Ярославской.

Кроме того, Марина Ярославская также присоединялась к контролю корпоративных прав в компании KARVIS INTERNATIONAL SA (B78536), зарегистрированной в Люксембурге и формально принадлежащей Вадиму Гинеру, родившемуся 23 октября 1981 года в Харькове. 7 января 2010 года в регистрационных документах KARVIS INTERNATIONAL опубликована отметка о правах Марины Ярославской (7 сентября 1962 года, г. Харьков) управлять компанией.

Марина Ярославская и Валтс Вигантс также входили в состав бенефициаров запорожского предприятие «Днипроспецсталь» – крупный завод, специализирующийся на производстве стали, и сеть отелей по всей стране – Premier Hotels & Resorts, среди которых пятизвездочные «Премьер палац» Киеве и «Премьер отель» в Одессе. Отели и контрольный пакет акций завода, согласно данным Youcontrol, записаны на Наталию Селиванову – гражданскую жену Михаила Воеводина.

По сведениям сервиса Youcontrol, Наталья Селиванова и Михаил Воеводин засветились в составе бенефициаров акционерного общества «Криворожский железорудный комбинат», за который между Игорем Коломойским и Ринатом Ахметовым шел конфликт.

На 1 января 2022 года Евгению Гиннеру принадлежало 88,9% акций «Первого инвестиционного банка» (ПИНбанк). Кроме Гиннера, среди акционеров банка зарегистрированы также граждане Евросоюза Виллис Дамбинс, Валтс Вигантс, Артурс Альтбергс, Олег Сизерман и Марина Ярославская, каждый из которых опосредованно контролировал по 0,908123% ПИНбанка оффшорные компании. Совокупно доля всех пяти номиналов в структуре собственности банка составила 4,540615%.

Подельнику Бабакова — Михаилу Воеводину (которого в онлайн-источниках называют «Миша Лужнецкий») приписывают не менее трех гражданств: Израиля, Российской Федерации и Словенской Республики.

30 июня 2020 года СБУ приняло постановление (№5/2/4–6588), которым Воеводину был запрещен въезд на территорию Украины. Как свидетельствует постановление Окружного административного суда города Киева (ОАСК), куда адвокаты Воеводина обратились с требованием отменить решение СБУ, в отношении Воеводина были открыты оперативно-розыскные и контрразведывательные дела, в рамках которых и принято решение о закрытии ему въезда в Украину.

28 октября 2020 ОАСК удовлетворил требования представителей Воеводина заставить генпрокуратуру отменить постановление СБУ о закрытии въезда на три года. Соответствующее решение по делу №640/12980/20 принял судья Константин Пащенко.

Из материалов дела известно, что поводом для запрета въезда в Украину стала поступившая из Генерального секретариата Интерпола информация о том, что Национальное центральное бюро Интерпола Российской Федерации еще 31.05.2019 выдало «зеленое» уведомление № C355/62019, в котором отмечается, что Воеводин является «вором в законе» и участником организованной преступной группировки, специализация которой — вымогание и отмывание средств.

Однако еще за полтора года до того момента, в январе 2018 года, в Службу безопасности Украины поступило информирование Национальной полиции Украины, в котором говорилось, что, по данным Интерпола, Воеводин является одним из лидеров российской организованной преступной группировки «Лужниковская», которая занимается отмыванием доходов, полученных преступным путем, как на территории России, так и в странах ЕС.

Кроме указанного, на суде об отмене постановления СБУ было упомянуто, что Воеводин засветился и в специальной базе данных Millennium“, созданной для противодействия деятельности лидеров евразийских организованных преступных группировок в 1997 году по инициативе Генерального секретариата Интерпола. В этой базе данных якобы есть информация о том, что Воеводин имеет статус «вора в законе».

Жена Михаила Воеводина – Наталья Селиванова – проживает во Франции. Она входит в число бенефициаров компании FINANCIERE EGINE S.A. (B89920), которая владеет рядом оффшоров и используется для рейдерского захвата активов в Украине. В частности, Полтавского горнообогатительного комбината.

Дочь Натальи Селивановой – Екатерина Селиванова – живет стандартной жизнью дочери богатых родителей. В 2019 году она попала под камеры операторов и фотографов на свадьбе Эли Сааба Младшего – одного из сыновей популярного ливанского дизайнера Эли Сааба, куда была приглашена в качестве подруги его другого сына Мишеля Сааба.

С 2009-го по 2014 год жена Воеводина — Наталья Селиванова и дочь Бабакова — Ирина Бабакова совместно владели словацкой компанией Rokosan s.r.o. В общем, Бабаков, Воеводин и Гинер используют подставные лица (в том числе, своих жен и других граждан стран ЕС) для своих сделок.

Подставные «вице» вице-спикера

По данным сервиса Youcontrol, 51,64% акций акционерного общества «Кировоградоблэнерго» контролирует нидерландская оффшорная компания VS Energy International N.V. Еще 21,25% контролирует ООО «ВС Груп Менеджмент», которая принадлежит другой нидерландской компании WASHINGTON HOLDINGS B.V.

Каждую из четырех других украинских энергораспределительных компаний, контролируют одни и те же люди через разную структуру собственности:

  • Валтс Вигантс (гражданин Латвии, проживающий в Юрмале – доверенное лицо Бабакова);
  • Виллис Дамбинс (гражданин Латвии, проживает в Риге);
  • Артурс Альтбергс (гражданин Латвии, проживающий в г. Сигулде);
  • Ярославская Марина Владимировна (гражданка Германии, проживающая в Берлине – супруга Евгения Гиннера);
  • Сизерман Олег Юрьевич (гражданин Германии, проживающий в Берлине).

Все они связаны с Александром Бабаковым, который через этих номиналов сохранил реальный контроль над украинской энергетикой.

Так, например, Виллис Дамбинса (Дамбиньш) и Валтс Вигантс еще в 2016 году попали на радары российских журналистов. Олеся Шмагун из российской «Новой газеты» исследовала архив документов Panama Papers компании-регистратора Mossack Fonseca и также подтвердила, что Дамбинс и Вигантс – подставные лица Бабакова.

Виллис Дамбинс в 2016 году по поручению Бабакова, встречался, по меньшей мере, с двумя представителями французской партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен (тогда — «Национальный фронт»), чтобы обсудить условия предоставления российских кредитов. Одним из представителей был депутат Европарламента Жан-Люк Шафхаузер. Бабаков, по сути, дал взятку лидерам партии Ле Пен, за то, чтобы они занимали пророссийскую позицию.

В 2014 году именно Шафхаузер и Александр Бабаков сыграли ключевую роль в получении «Национальным фронтом» первого кредита из России от Первого чешско-российского банка.

По данным изданий Re:Baltica и Mediapart, в 2014-м и 2015 годах еще одна оффшорная компания, которую контролировал Дамбинс – Spencerdale Limited (BVI) – через люксембургскую компанию East West Communication Group, выплатила 250 тысяч евро исследовательскому центру Académie Européenne. Жан-Люк Шафхаузер является одним из его соучредителей. Но он также лично получил 140 тысяч евро за помощь в привлечении кредита из России для «Национального фронта» – то есть откат за посредничество.

После получения первого кредита для «Национального фронта» в 2014 году Шафхаузер присоединился к западным политикам, признавшим легитимность референдума в Крыму, после которого он был аннексирован Россией.

Он также ездил наблюдателем на «выборы» в оккупированных Россией частях Донецкой и Луганской областей, а весной 2017 года посетил «III Ялтинский международный экономический форум» как представитель политической коалиции французских радикальных партий «Объединение темно-синих» (Rassemblement Bleu Marine ).

Шафхаузер подтвердил журналистам, что в 2016-м на встрече в Женеве обсуждалась возможность сотрудничества с российскими банками, и представлявший интересы Александра Бабакова латыш Дамбинс предложил услуги нескольких организаций, в том числе российского банка «Стратегия». На следующий день после встречи, 18 марта 2016 года, кредит, полученный в 2014 «Национальным фронтом» от Первого чешско-российского банка (который, удивительно удобно для Ле Пен, обанкротился), был переуступлен малоизвестной московской фирме «Конти». По словам Шафхаузера, Марин Ле Пен направила официальное письмо в российский Центробанк, где посоветовали не платить по кредиту, считая решение о его продаже фирме «Конти» актом мошенничества.

Еще через три месяца – в июне 2016 года – партия Ле Пен решила взять кредит в три миллиона евро (под шесть процентов годовых) в московском банке «Стратегия» для финансирования предвыборных кампаний. А еще через месяц банк «Стратегия», как и Первый чешско-российский банк, потерял банковскую лицензию. По данным источников, после закрытия банка «Стратегия» обсуждалась возможность привлечения еще одного кредита в российском банке НКБ, который в декабре 2016-м также утратил лицензию.

В беседах с журналистами Виллис Дамбинс отрицал свои встречи с Валлераном де Сен-Жюстом — казначеем партии Марин Ле Пен. Как и то, что он выступал от имени Бабакова. Однако в распоряжение журналистов попали фотографии этой встречи, опубликованные во французских онлайн-медиа.

«Европейская академия» (Académie Européenne), в состав набсовета которой входил Шафхаузер, стала основным звеном в получении кредитов для партии Марин Ле Пен. Тогда же, в 2014 году, в Страсбурге, где эта компания была зарегистрирована, Жан-Люк Шафхаузер предлагал наблюдательному совету организации включить в состав ее участников «смотрящих» от Бабакова — Михаила Плисюка и Александра Воробьева, работающих в некоммерческой организации «Институт Организации договора о коллективной безопасности». По всей вероятности, эта организация могла быть прикрытием для работы офицеров ГРУ. В июне 2017 года Министерство финансов США внесло в санкционные списки Бабакова, Плисюка и Воробьева одновременно.

На протяжении всего 2014-го Шафхаузер сотрудничал с Плисюком и Воробьевым, вероятно, отрабатывая деньги, уплаченные Кремлем за продвижение российских нарративов на уровне Европарламента. Об этом свидетельствуют копии онлайн-переписки между ними, которые есть в распоряжении французского издания Mediapart.

Дамбинс управляет для Бабакова компанией Financiere Egine, зарегистрированной в Люксембурге и имеющей офис в Риге. До середины 2015 года этот пост занимал Вадим Гинер, сын Евгения Гинера – одного из ближайших партнеров Александра Бабакова. Кроме того, Дамбинс работал директором V.D. Nominees Limited — оффшорная компания, зарегистрированная на Маршалловых островах. По данным Panama Papers, V.D. Nominees Limited, управляла компаниями AED International Ltd. (принадлежит Александру и Ольге Бабаковым) и NYX Management Limited (принадлежит Евгению Гиннеру и Михаилу Воеводину, партнерам Бабакова), зарегистрированным на Британских Виргинских островах.

По данным российских журналистов, Дамбинс и Вигантс являются бывшими одноклассниками, которые в начале 90-х контролировали латвийский банк Lainbanka, через который Министерством обороны РФ осуществлялись переводы пенсий отставным военным в страны Балтии. В 1995 году они были арестованы из-за исчезновения большого числа тех средств, однако уголовное дело было остановлено. Оба осуществляют представительство интересов семей Гинера, Воеводина и Бабакова в иностранных оффшорных компаниях. Позже после формального выхода Бабакова из корпоративных прав из-за политической карьеры его место бенефициара во многих компаниях заняла дочь Ольга.

Гражданин Германии Олег Юрьевич Сизерман является бенефициаром по крайней мере 12 юридических лиц, зарегистрированных в Украине и связанных с вышеупомянутым трио Бабаков – Гинер – Воеводин. В то же время Олег Сизерман отмечается в немецких реестрах руководителем компании VOGIS Grundstücks & Handels GmbH, которая занимается жилой и коммерческой недвижимостью и зарегистрирована по адресу Johann-Georg-Str. 21/22, 10709 Берлин.

Загнивающие на Западе

Как сообщают журналисты проекта «Схемы», на востоке Франции, всего в километре от границы со Швейцарией, расположено шикарное шато. На территории площадью более 14 тысяч квадратных метров находится большое имение с бассейном и конюшня.

Судя по документам, для приобретения и эксплуатации этого имущества еще в 2000 году была создана специальная французская компания SCI Ferme de Nuchon. Согласно документам, 1% доли этой фирмы принадлежит люксембургской Financiere Chiron SA, а 99% – Натальи Юрьевне Селивановой, гражданской жене Михаила Воеводина, которая родилась 25 октября 1970 года в России, и зарегистрирована во Франции по адресу 345 Chemin Nuchon, 01220 Divonne-les-Bains (France). Она же является руководительницей французской SCI Ferme de Nuchon.

В четырехстах метрах от шато с конюшней расположено еще одно имение с близлежащими хозяйственными зданиями и сельскохозяйственными землями – общей площадью 1 га.

И шато, и имение с землями находятся в муниципалитете Дивон-ле-Бен на границе с франкоязычной Швейцарией, между подножием горы Юра и озером Женева. Для приобретения этой недвижимости в 2004 году была создана французская фирма Daria&Co, в которой 99% доли также принадлежит Наталье Селивановой. Она также указана и руководителем фирмы. Примечательно, что еще 1% доли записан на британскую Kilworth Trading Limited. Согласно данным британского реестра, ее владельцем является упомянутый ранее Евгений Гинер – бизнес-партнер Михаила Воеводина и один из конечных бенефициаров VS Energy.

Журналисты нашли третью французскую компанию, владельцами которой являются семьи Воеводина и Гинера.

Согласно документам, 99% доли в фирме SCI Du Jardin Alpin принадлежит британской Harecourt Services Limited. Владельцем которой, согласно данным британского реестра, является Вадим Гинер – сын одного из бенефициаров группы VS Energy Евгения Гинера.

Гражданская жена Воеводина также имеет свою небольшую часть во французской фирме – в SCI Du Jardin Alpin, зарегистрированной в 1999 году по адресу Arcs 1800 73700 Bourg-Saint-Maurice, ей принадлежит 1%.

По этому адресу находится отель Belambra Clubs L’Hôtel du Golf.

Участник бандформирования «Лужнецкие» Александр Бабаков, который добрался до должности вице-спикера российского парламента и даже успевает финансировать один из пропагандистских рупоров российской агрессии Захара Прилепина, всем своим поведение доказывает, что очередная война Путина для него – не более чем выгодные бизнес-возможности.

Когда он боялся за свои активы в Украине и странах Европы, он старался не «отсвечивать» и куда-то исчезал, когда депутатов российского парламента заставляли голосовать за признание «ЛНР» и «ДНР». А теперь он снова впереди планеты всей, так как одно из принадлежащих ему предприятий находится на оккупированной российскими войсками территории в Херсоне. А значит, теперь обогащаться станет даже легче.